баннер
 

[21.05.2007] Гении бизнеса. Национальные особенности.

Журнал "Эксперт" опубликовал исследование, в котором рассматривается такое явление, как гений российского бизнеса на примере трех наиболее успешных в своей нише компаний. Как отмечает в своей статье Андрей Юданов, профессор кафедры экономической теории Финансовой академии при правительстве РФ, во всех капиталистических хозяйствах существуют компании, которые способны долго расти очень высокими темпами. Их всего пять процентов от всего предпринимательского сообщества, но они создают до восьмидесяти процентов новых рабочих мест и принципиально меняют структуру экономики.
В конце 70-х годов ХХ века молодой американский экономист Дэвид Берч выяснил, что решающий вклад в развитие страны вносит ничтожное меньшинство (всего-то около 3%) «быстрых» малых компаний. Фактически горстка фирм определяет судьбу всей экономики. Дэвид Берч назвал эти фирмы газелями, подчеркнув таким способом их динамизм по сравнению с «мышами» и «слонами» - преобладающими в экономике малыми и крупными статичными фирмами. Публикация в 1979 году Дэвидом Берчем книги «Процесс создания рабочих мест» с изложением этих открытий имела эффект разорвавшейся бомбы. Что и неудивительно.
Совсем свежие данные (2006 год) международной группы европейских экспертов (проект «Инновационная панель газелей») показывают, что наиболее динамичные «5 процентов фирм обеспечивают от 75 до 80 процентов создания новых рабочих мест». А для отдельных периодов можно найти и вовсе впечатляющие цифры. В 1998-2002 годах, например, «газели» - на тот момент 2% всех американских фирм - дали 200% (!!!) прироста занятости в США. То есть в этот период они не только обеспечили весь фактически наблюдавшийся рост занятости, но еще и компенсировали примерно такое же уменьшение числа работающих на всех остальных фирмах страны.
Три примера «газелей» в российской экономике
Существуют ли «газели» в России? В Финансовой академии при правительстве РФ было проведено эмпирическое исследование, опубликованное в 2007 году - «Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач». На первом этапе были обследованы несколько отраслей, отличающихся высокой степенью интенсивности конкурентных процессов, и фирм, знаковых для отдельных направлений бизнеса. В итоге были грубо установлены «типовые черты успеха» на сегодняшнем рынке страны. На втором этапе в соответствии с этими чертами были выделены и изучены более 50 наиболее успешных фирм, уже без отраслевых ограничений. При этом авторы, как и их иностранные коллеги, столкнулись с поразительным феноменом быстрорастущих фирм - «газелей».
Как известно, настоящие, живые газели отличаются не только быстротой бега, но и выносливостью, позволяющей поддерживать высокую скорость в течение длительного времени. С легкой руки Берча тот же критерий стал применяться и к «газелям» из мира предприятий. В частности, в США официальные органы относят к «газелям» фирмы, которые не менее четырех лет подряд имели темп роста продаж как минимум 20% ежегодно.
Попавшие в поле зрения исследования «русские газели» также отличаются в высшей степени динамичным развитием (критерий Берча соблюдается с запасом). Более того, на отечественном материале отчетливо проявилась не описанная в других странах (хотя наверняка существующая и там) тенденция к строго экспоненциальному росту «газелей».
Получить первое представление об отечественных «газелях» легче всего на конкретных примерах. В банковском секторе наиболее значимым явлением последних лет стало формирование нового субрынка экспресс-кредитования населения группой (первоначально) средних по размеру коммерческих банков во главе с первопроходцем - банком «Русский стандарт».
На примере «Русского стандарта» хорошо видно, что сочетание быстроты и устойчивости роста способно превратить даже одиночную фирму-«газель» в макроэкономически значимое явление. Действительно, достигнутая величина активов «Русского стандарта» уже сегодня эквивалентна примерно 1% ВВП России, или, округленно, всей сумме финансирования четырех национальных проектов. А если темпы развития банка сохранятся хотя бы еще два-три года, то прокачиваемые через него средства легко выйдут за пределы 10% ВВП.
Еще один известный пример быстрорастущей компании - сотового оператора «Вымпелком». Впрочем, на его месте вполне мог бы быть «Мегафон» или чуть менее динамичная МТС - ситуация во всех трех случаях довольно похожа. За семь лет, с 1999-го по 2006 год, величина оборота «Вымпелкома» выросла в 20 раз, вплотную приблизившись к солидной отметке 5 млрд долларов, причем только за последний год прирост составил около 1,7 млрд долларов (оценка).
Вместе три лидера сотовой связи за год увеличили объем предоставляемых ими услуг примерно на 4 млрд долларов. Мы опять сталкиваемся с макроэкономически значимой ролью отдельно взятых фирм (для сравнения: весь прирост номинального ВВП России в 2006 году был примерно равен 184 млрд долларов). Подчеркнем, что речь идет не о «Газпроме» или каком-то другом приватизированном гиганте, чья мощь накапливалась многие десятилетия. Это совершенно новое явление: выросшие с нуля фирмы за считанные годы стали фактором общенационального масштаба.
Более скромная по своим современным размерам (оборот в 2005 году - всего 54 млн долларов), но не менее значимая в отраслевом разрезе «газель» - производитель обуви Ralf Ringer (ТД «Белка»). Известно, что отечественная обувная промышленность фактически раздавлена импортной конкуренцией, ее доля рынка не превышает 10-15% (выпуск менее 50 млн пар в год). В самом деле, в дорогих сегментах высокое качество продукции и магия брендов итальянских и немецких производителей оставляет мало шансов российским фирмам. В дешевых сегментах столь же непобедимы китайские и турецкие фирмы. Их рекордно низкие цены и постепенно подтягивающееся качество стали тараном, удар которого не смогли выдержать отечественные обувщики.
На этом фоне стократное увеличение выпуска обуви компанией Ralf Ringer выглядит просто нереальным. И добро бы речь шла лишь о самом начальном этапе работы компании, когда она арендовала для выпуска продукции линию на московском «Буревестнике». На самом деле темпы роста фирмы если и замедляются с годами, то очень постепенно. Чтобы первый раз увеличить производство в 10 раз (с 20 до 220 тыс. пар), ей понадобилось пять лет, чтобы достичь второго удесятерения (с 220 до 2 150 тыс. пар) - шесть лет.
Уже сейчас Ralf Ringer стала крупнейшим производителем мужской обуви в стране, в ближайшие годы компания планирует превратиться в лидера всего обувного рынка. Причем инвестиции показывают, что ускоренный рост действительно продолжится. Так, летом 2006 года Ralf Ringer купила почти простаивавшую Зарайскую обувную фабрику (мощность около 3 млн пар обуви, выпуск в 2005 году - 300 тыс. пар) и собирается в течение трех лет довести производство обуви на этом предприятии до 1 млн пар в год. Очевидно, что если вообще допустимы надежды на возрождение отечественной обувной отрасли, то оправдывают их только «газели» типа Ralf Ringer.
Итак, отечественные «газели» определенно существуют и, как видно уже из первых примеров, благодаря своему динамизму резко отличаются от прочих фирм. Ralf Ringer растет такими темпами, словно об угасании обувной промышленности страны не идет и речи. «Русский стандарт» в своем секторе в не меньшей степени выглядит белой вороной: другие банки, располагавшие в 2001 году активами менее 100 млн долларов, не ворочают сегодня многими миллиардами. Сотовые операторы вообще смогли раскрутить до звездного статуса целую отрасль. «Газели» во многих отношениях являются исключениями, причем в хорошем смысле. Недаром о них говорят как о сливках сливок (creme de la creme) мира фирм.
Есть основания полагать, что превращение фирмы в «газель» прямо связано с открытием ею способа удовлетворить некую назревшую нужду экономики (марксисты не без оснований назвали бы это объективной общественной потребностью). В самом деле, первоистоком поразительного успеха «Русского стандарта» было наличие огромного нереализованного спроса на потребительские кредиты, которые раньше можно было получить, только пройдя через сложные и бюрократизированные процедуры Сбербанка. Стоило «Русскому стандарту» внедрить в России технологию скоринга, заменившую мучительный сбор бумажек, подтверждающих кредитоспособность, простым заполнением анкеты - и спрос на экспресс-кредиты стал необъятным.
Точно так же экспоненциальный рост «Вымпелкома» начался после дефолта, когда его услуга из игрушки для богачей превратилась в средство решения проблем широких слоев потребителей. Действительно, кризис 1998 года встряхнул сотовиков и заставил их отказаться от продажи услуг сотовой связи по завышенным ценам. Операторы проклинали вынужденный обвал цен, но именно он открыл дорогу к заполнению пустовавшей до этого масштабной рыночной ниши (общедоступное средство связи), а значит, и к экспоненциальному росту их фирм.
Какую незанятую нишу стал заполнять своей продукцией Ralf Ringer? Коньком фирмы стала комфортная, недорогая (оптимальное соотношение цена/качество) мужская обувь с гибко обновляемым ассортиментом и одним из наиболее узнаваемых в отрасли брендов. Экспоненциальный рост начался потому, что обувная «газель» предложила рынку именно тот ботинок, которого он давно ждал.
Одновременно экспоненциальный механизм роста делает понятным, почему даже отдельная «газель» порой превращается в мотор увеличения ВВП и занятости целой страны (или хотя бы одной отрасли). Несмотря на скромные стартовые позиции, поддержание длительно высоких темпов (а именно постоянство приростов в процентном выражении свойственно экспонентам) рано или поздно приводит к тому, что объемы бизнеса такой фирмы становятся огромными. Ситуация напоминает знаменитую притчу об удвоении числа зерен, кладущихся на каждую новую клетку шахматной доски. Султан, опрометчиво согласившийся на такой алгоритм расплаты, задолго до достижения последней клетки убедился, что всех богатств мира не хватит, чтобы оплатить счет. А ведь на первой клетке лежало одно-единственное зерно!
Вездесущие «газели»
Чем же конкретно занимаются русские «газели»? В каких отраслях экономики находят они свободные ниши? Первые попытки дать вразумительный ответ на этот вопрос были обескураживающими - отрасли обитания «газелей» были на редкость непохожи друг на друга.
Во-первых, они встречались там, где их больше всего ожидаешь: на острие хайтека и интернет-бизнеса. Неудивительно, например, обнаружить экспоненту роста у РБК (см.  график 5), компании, сочетающей лидирующие позиции в привлечении на свой портал интернет-рекламы, пионерский телевизионный бизнес-канал и сильные позиции в программировании. Действительно, 17-кратный рост этой фирмы за семь лет впечатляет. Вполне понятен и успех компании «Брокеркредитсервис», первой предложившей своим клиентам услугу онлайн-игры на бирже. Ее активы выросли за шесть лет в 17 раз.
Во-вторых, много «газелей» действует в «модных», быстрорастущих отраслях, успехи которых у всех на слуху. Мы уже упоминали экспресс-кредитование населения и сотовую телефонию. Другой пример этого рода - розничные торговые сети. Среди них - «Евросеть», «Пятерочка», «Ашан», менее известная публике книжная сеть «Топ-книга» и многие другие. «Евросеть» при этом явно является рекордсменом. За 10 лет ее оборот увеличился в 23 тыс. раз (!!!). Да и абсолютные цифры 2006 года впечатляют: оборот достиг 4,6 млрд долларов, причем прирост только за последний год превысил 2 млрд.
В-третьих, «газели» обнаружились в явно неподходящих для быстрого роста отраслях. Так, Ralf Ringer - далеко не единственная быстрорастущая фирма в депрессивном окружении. Например, на стагнирующем рынке мороженого омский производитель «Инмарко»  за шесть последних лет умудрился увеличить свои продажи в 5,5 раза (с 24 до 132 млн долларов) и, добившись рыночной доли более 10%, превратился в крупнейшую фирму отрасли. И это при том, что могущественной компании Nestle с ее заводом в Жуковском, несмотря на мощную рекламу, уже несколько лет не удается расширить свою трехпроцентную долю на рынке. А другой европейский колосс Unilever (мороженое «Альгида») и вовсе дважды пытался вторгнуться на российский рынок... и дважды, ничего не добившись, был вынужден уходить с него.
В машиностроении отлично проявил себя «Алтайвагон», в швейной промышленности - «Глория Джинс», в текстильной - холдинг «Альянс "Русский текстиль"», в лесобумажной - компания ГОТЭК (она занялась выпуском продвинутых видов картонной упаковки, см.  график 8) и так далее. А ведь все эти отрасли постоянно упоминаются как находящиеся в критическом состоянии.
Складывается впечатление, что «газели» могут существовать везде. Общий подъем отрасли, конечно, способствует их появлению (или, быть может, причинно-следственная связь обратная: массовое появление «газелей» революционизирует отрасль?). Но противоположное неверно. Тяжелое положение отрасли отнюдь не исключает развитие в ней «газели», умудряющейся создать динамичный бизнес вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам.
Интересно, что это не российская специфика, а общемировая закономерность. "Газели" почти всегда осуществляют нетехнологические инновации, которые дают им конкурентные преимущества. Примерами нетехнологических инноваций могут служить новые системы сбыта, новые маркетинговые методы и способы организации производства».
Если вдуматься, это очень полезное для народного хозяйства свойство «газелей». Они способны находить скрытые возможности вне очевидных точек роста экономики, оживлять даже, казалось бы, безнадежные или, что еще сложнее, «никакие» (второстепенные, вяло депрессивные и т. п.) отрасли, до которых заведомо никогда не дотянется рука государственной поддержки.
В особенности же это важно для России, где, как говаривал Воланд, «чего не хватишься, ничего нет!». Наша современная экономика исключительно молода. Она не выросла естественным образом за десятилетия, а возникла почти мгновенно из готовых «деталей конструктора» былого нерыночного хозяйства и «заплаток» прямого импорта. В таких условиях существование большого числа свободных ниш практически неизбежно: что-то в стране не производится, что-то невыгодно ввозить и т. д.
Все эти ниши - даже самые нетривиальные и неожиданные - могут стать местом приложения сил «газелей». Так и хочется помечтать, как очевидная слабость превращается в решающее преимущество: именно потому, что в экономике России полно дыр, она может рвануть вперед, используя агрессивную энергию роста «газелей». Доживи великий Йозеф Шумпетер, певец и апологет предпринимательства, до открытия «газелей», он наверняка был бы восхищен этим триумфом духа бизнес-новаторства над косной силой неблагоприятных обстоятельств.
 
Copyright © 2006 "Аксиома"
Информация по работе сайта
axioma-ekb@mail.ru
Genum - создание сайтов. Екатеринбург.
О нас | Условия и технология работы | Вакансии | Статьи, аналитика | Заявка на поиск сотрудника | Партнеры | Ссылки |
Rambler's Top100 Rambler's Top100 SuperJob:вакансии,
резюме,
новая работа
Резюме Банк образец резюме на RJB.ru Работа на RJB.ru HR-journal.ru — электронный журнал про управление персоналом Работа - каталог сайтов фирм и компаний, Екатеринбург - Каталог компаний, фирм и веб-сайтов России, Екатеринбург.