Карьерный Top Gear
Юлия Беловицкая
Учиться за границей, чтобы найти работу в Москве? Совсем недавно такой «зигзаг» карьеры был бы просто невозможен. Однако последние тенденции международного рекрутинга показывают: более 50% российских выпускников возвращаются обратно. Так, Ольга Ивановская, выпускница-2007 программы МВА Aston Business School (Великобритания), посчитала предложение «Эльдорадо» (Россия) более конкурентоспособным по сравнению с вакансиями западноевропейских фирм и заняла позицию финансового контролера.
– Ольга, на каком этапе развития карьеры Вы решили поступать на программу МВА за рубеж?
– Моя история достаточно типична для последнего поколения советских школьников. Родилась в Татарии, потом переехала с родителями в Западную Сибирь. В 1999 году окончила экономический факультет филиала МГУ в Ульяновске и начала работать в группе компаний «Взлет» – крупном дистрибьюторе автомобилей УАЗ. Это было бурное время, региональный бизнес остро нуждался в профессиональных финансистах. За два года я выросла до финансового директора. А затем последовал переезд в Москву на должность руководителя отдела управленческого учета и контроля в одном из субхолдингов в группе компаний «Разгуляй».
Сейчас студенты экономических вузов, мечтающие о карьере в крупных российских и западных компаниях, как правило, начинают с нижних позиций (entry level) еще на 4–5 курсе в одной из компаний «большой четверки». Мне хотелось получить опыт ведения международного бизнеса, но вновь оказаться на уровне линейного менеджера было бы неправильно. Напротив, обучение на западной программе МВА открывало хорошие возможности получить недостающие навыки.
– По какому принципу выбирали школу бизнеса?
– Американские программы пришлось исключить сразу, поскольку они двухгодичные. Предложения европейских школ я проранжировала в первую очередь по продолжительности и по стоимости. В разряд «длительных» (16–18 месяцев) попали дорогие программы топовых школ, таких как London Business School, которую за принятые там стандарты обучения также называют «американской школой в сердце Лондона». Соответственно, среди школ, занимающих достойные места в мировых рейтингах и предлагающих менее длительные и дорогие программы, у меня осталось три варианта: University of Leeds Business School, Nottingham Business School и Aston Business School (Бирмингем).
У меня не было возможности предварительно поехать в Англию, поэтому сбором информации пришлось заниматься в Москве: встречаться на выставках с представителями школ и выпускниками, изучать учебные планы. Поскольку Nottingham славится сильной подготовкой финансистов, вначале я уделила внимание именно этой школе, но, увы, представитель университета не смог объяснить, чем МВА in Finance будет отличаться от General MBA. Программа Business School of Leeds University показалась слишком академичной. Между тем, мне хотелось окунуться в творческую атмосферу с истинно антрепренерским подходом к бизнесу. Например, испанская Instituto de Empresa сейчас поднялась на вершину европейского рейтинга в том числе благодаря этому показателю. Aston Business School – динамичная и стремительно развивающаяся школа. Маркетинг здесь преподают профессора John Saunders и Graham Hooley; organizational behavior – профессор Michael West. В итоге я подала документы именно в Aston BS.
– Как готовились к экзаменам?
– Для зачисления в Aston BS не требовалось сдавать GMAT. В то же время у меня был хороший результат IELTS, поскольку я специально занималась английским языком в Москве, на курсах Британского совета. Там за полтора года мне удалось подтянуть свой уровень с Upper-Intermediate до Advanced, притом что четырехчасовые занятия проходили раз в неделю – по субботам.
Стандартный набор документов пришлось дополнить еще одним эссе, чтобы получить стипендию Aston BS, на которую я могла претендовать как студентка из России. Это позволило сэкономить £5000, более четверти от стоимости обучения. Надо заметить, что большинство моих однокурсников из Европы тоже имели различные scholarships. В целом же получить стипендию несложно, главное – своевременно собрать информацию о доступных источниках финансирования. Ведь стипендии предоставляются и самими школами, и различными фондами, поэтому каждый студент способен найти оптимальный вариант для себя.
– Всё ли удалось предусмотреть, отправляясь в столь длительную поездку?
– Мне раньше не приходилось бывать в Великобритании, да и вообще надолго выезжать за рубеж. Конечно, всего заранее не учесть. Например, я знала, что буду жить в кампусе школы, который находится в центре города. Но как потом выяснилось, в десяти минутах ходьбы можно было бы поселиться в студенческой резиденции, существенно сэкономив на проживании. Такую информацию сложно обнаружить в интернете, об этом узнаешь только на месте.
Нужно очень аккуратно планировать расходы на проживание в чужой стране. Ведь разница в ценах может оказаться колоссальной! Так, в Англии очень дорогой транспорт, хотя для студентов действует специальная система скидок. Например, обычный билет из Бирмингема в Лондон стоил £25, а по Young Person Railway Card мы платили £10. Однажды я отправилась в Эдинбург, предварительно купив обратный билет в первом классе по студенческой цене (£17), а, возвращаясь, решила уехать более ранним поездом. Мне предложили билет уже за £76, и, конечно же, я предпочла еще два часа любоваться архитектурой города.
Перед отъездом я получила массу советов от выпускников бизнес-школы, с которыми меня любезно связали через alumni office. Например, мне порекомендовали приобрести дома все медикаменты, к которым я привыкла. Ведь не секрет, что влажный английский климат вызывает простудные заболевания, а ассортимент местных аптек не совпадает с нашим. Я старательно готовилась, пытаясь просчитать различные мелочи, но… в аэропорту Бирмингема сообщили, что мой огромный чемодан потерян. Именно в этот момент я остро ощутила, насколько же непредсказуема жизнь.
– Испытывали стресс первое время?
– К счастью, первые две недели отводятся на Induction Program, которая как раз и ориентирована на то, чтобы помочь студентам приспособиться к новым условиям. Ведь тем, кто впервые попадает в англоязычную среду, очень сложно общаться по-английски изо дня в день. Пока английская речь не войдет в привычку, процесс общения отнимает много сил. Даже люди, прекрасно сдавшие IELTS, испытывали языковые трудности, делая покупки в магазине. И дело не в знании языка, а в зашкаливающем уровне стресса.
Наша программа МВА собрала 70 студентов из разных уголков мира, говорящих на английском с всевозможными акцентами. У меня были трудности в понимании речи студентов из Индии и Китая. Впрочем, самым «невнятным» оказался британец Уилл, которому в конце мы даже вручили награду «За лучшие достижения в области изучения английского языка на программе МВА». Со мной в мини-группу попали девушки из Индии, Тайваня, Нигерии и Таиланда и молодые люди из Германии и Омана. На Induction Program мы не только познакомились, но научились понимать речь друг друга, приобрели навыки fast reading и презентации. Кроме того, на тренингах нас подготовили к основному методу обучения на программе МВА – работе в группах. Постепенно стало легче, вдобавок к концу первой недели нашелся мой чемодан.
– Чем отличается выполнение групповых заданий в многонациональном коллективе?
– Очень важно с самого начала выбрать правильную линию поведения. Например, в нашей группе в основном отстаивали свою точку зрения я и немец, который к тому же был офицером и привык, чтобы его слушали. Напротив, ребята из Азии в основном молчали, в их культуре считается неуважением перебивать других. При этом у них было свое мнение, просто они высказывали его более мягко, уже после того, как узнавали, что же думаем мы.
На одном из тренингов, где в ходе задания группы обменивались лидерами, в нашу группу попала еще одна девушка из России. Мы с ней абсолютно не похожи по характеру, обладаем разным опытом и работаем в различных сферах. Взглянув на нее, я увидела во многом себя: она сразу оттянула на себя всю ответственность, всех убедила в своей правоте и, по сути, сделала 90% общей работы своими руками. И тогда я поняла, что культурные стереотипы – не просто модная тема.
Во втором семестре на деловой игре по Marketing Strategy со мной в группе оказался молодой человек из Нигерии. Две первых встречи пришлось слушать только его монолог. Когда же мы попытались ему объяснить, что хотим обсуждать решения коллективно, он предпочел выйти из группы и делал задания самостоятельно. Он окончил школу с блестящими результатами и остался работать в Великобритании, но командным игроком так и не стал.
– Легко ли иностранному выпускнику найти работу в Великобритании?
– Для этого нужно разрешение на постоянную работу, возможности въехавших в страну по студенческой визе существенно ограничены. Собираясь проходить собеседования в зарубежных компаниях, необходимо заранее подумать о таком конкурентном преимуществе, как готовые документы для получения разрешения на постоянную работу.
Как выяснилось в ходе программы многие приехали в Aston BS с несколько наивной идеей – кардинально изменить свою карьеру, получив степень МВА. Условно говоря, «на входе» – IT-специалист, «на выходе» – финансовый гений. Конечно, подобные метаморфозы практически невозможны. Несмотря на то, что для многих обучение на программе МВА ассоциируется с дальнейшей карьерой в консалтинге, на самом деле успешными консультантами становятся единицы. Более того, в Великобритании управленческий опыт, полученный не в Западной Европе или Америке, оценивается не высоко. И для того, чтобы здесь начать карьеру, скорее всего, придется несколько лет работать на менее престижной должности.
– Как вы встретили своего работодателя?
– Это произошло в конце сентября, в Лондоне, на саммите Careers in Russia and CIS. На этом мероприятии присутствовали российские и международные компании, развивающие деятельность в России. Их основной целью как раз был рекрутинг выпускников западных программ МВА, стремящихся работать в нашей стране. Со стороны работодателей присутствовали Johnson & Johnson, British American Tobacco, «М.Видео», «Тройка Диалог», «Мегафон», МТС и др. Саммит собрал около 250 посетителей, среди которых были люди уже работающие в Великобритании, но рассматривающие возможность вернуться в Россию. Я прошла шесть собеседований и приняла предложение «Эльдорадо». У нас интернациональная команда, западные стандарты управления, ежедневное общение происходит на английском языке. Одним словом, навыки, полученные мной на зарубежной программе МВА, востребованы в полной мере.