Юлия Беловицкая
Работа в международной фирме у начинающих менеджеров обычно ассоциируется с американским стандартом корпоративной культуры. А если речь идет о компаниях, изначально созданных во Франции? О каких национальных традициях жизни и ведения бизнеса необходимо знать, устраиваясь в московское представительство такой организации?
Немного о стереотипах
Если вы специально не интересовались современной французской культурой, то, скорее всего, представляете себе французов как легкомысленных любителей жизни, утонченных ценителей вина и устриц, конечно же предпочитающих говорить на родном языке, а не по-английски. Да и общение с местным населением во время поездок по стране также подтверждает ряд устойчивых предубеждений на уровне бытового мышления.
«Французы - большие патриоты. Порой складывается ощущение, что для них весь мир делится на Францию и ее окружение - другие страны, причем все французское заведомо лучше иностранного. Трепетное отношение к собственной культуре выделяет этот народ даже на фоне ближайших соседей – итальянцев и немцев, - рассказывает Артем Оганов, ведущий научный сотрудник Eidgenossische Technische Hochschule (Цюрих). - С французами очень приятно общаться, но, в отличие от англичан и американцев, наш юмор им почти непонятен. Что роднит французов и русских – так это приверженность к левым политическим убеждениям. Они очень ценят социальных льготы, заботу о бедных слоях населения, уважают семейные ценности. Французы обожают проводить время в кругу друзей – встречаются в кафе, театрах. Например, в Швейцарии никто не ходит в кино, а во Франции для многих это еженедельная традиция. Однако стать другом француза, еще не значит стать «своим» среди французов».
Какие из перечисленных «особенностей национального характера» сохраняются и за пределами страны, проникая в культуру российских офисов французских компаний?
Знание языка
Еще семь-восемь лет назад в объявлениях о вакансиях в представительствах французских компаний можно было встретить обязательное требование: «совершенное владение французским и английским языками», но с тех пор правила изменились. «Я устроилась на должность старшего бренд-менеджера в российское представительство компании «Буржуа» в 2001 году. Главой представительства была госпожа Александрин Линье, которая на тот момент уже два года находилась в России и фактически в одиночку создала это небольшое представительство. Она прекрасно говорила по-русски, но в поначалу в компанию все же набирала преимущественно франкоговорящих сотрудников. И на корпоративных встречах в Париже в первое время многие сотрудники хэд-офиса не говорили по-английски: все презентации проходили по-французски, приглашали переводчика», - вспоминает Елена Кабанова, директор департамента маркетинга и рекламы сети магазинов «Снежная Королева». Приход Елены в компанию как раз совпал со сменой глобальной стратегии «Буржуа». Компания начала позиционировать себя как международная, поскольку на тот момент ее представительства были уже по всему миру – от Южной Америки до Японии. Основным языком общения стал английский. На протяжении трех с половиной лет работы Елены в «Буржуа» сменилось несколько глав московского представительства. И теперь эту должность занимает наш соотечественник.
По наблюдениям Ирины Семахиной, Директора по набору персонала компании L’Oreal Россия, знание французского далеко не обязательное требование. «Сотрудники французских компаний делают успешную карьеру и без знания языка», - говорит она. С коллегой соглашается Ольга Вечтомова, директор по персоналу компании «Содексо»: «Предпочтение отдается английскому как языку международного общения. В то же время некоторым нашим клиентам в работе необходимо знание языка страны происхождения, и в этом случае даже кассиры наших ресторанов говорят по-французски».
Традиции живы?
Компания Мишлен – мировой лидер по производству шин – была создана во Франции более 100 лет назад и постепенно стала международной корпорацией, объединяющей 69 заводов в 19 странах мира. «Попадая в Мишлен, сотрудники сразу становятся частью глобальной среды, не важно работают они в России или в Бразилии, – подчеркивает Эрик Фэди, генеральный директор компании Мишлен в России и СНГ. – Из всех французских традиций, которые когда-то существовали в нашей компании, пожалуй, сохранилась главная – уважение. Уважение к клиентам, акционерам и сотрудникам, к окружающей среде, к фактам. Это пять ключевых ценностей компании. Мы стремимся создать максимально комфортные условия для каждого человека, в которых он мог бы развиваться и наиболее эффективно проявлять себя. Сотрудникам предлагают не только необходимые тренинги, но и индивидуальные пути развития карьеры».
По мнению Ольги Вечтомовой, активное внутреннее продвижение персонала как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне – классическая особенность именно французских компаний. «Позитивное отличие французского менеджмента от российского заключается в лояльном отношении к ошибкам сотрудников. Французы разделяют принцип взаимной поддержки, помогают коллегам справляться с теми задачами, при выполнении которых ранее они потерпели неудачи», – говорит она. Ирина Семахина подчеркивает такие традиционные черты французского менеджмента в L’Oreal как устная коммуникация, важность персонального контакта и бесспорное право на ошибку.
По-настоящему ощутить корпоративную культуру «Буржуа» Елене Кабановой удавалось лишь в головном офисе в Париже, куда она летала почти каждую неделю. «Один из девизов компании звучал как «Joie de vivre!», то есть «радость жизни»,- делится воспоминаниями Елена. - И мы чувствовали, что наши французские коллеги так и живут. Никто не напрягался, как это принято у нас. Над аналогичным проектом во Франции работало гораздо больше человек, чем в России. Например, в нашем представительстве на все российские города и республики СНГ был один мерчензайзинг-менеджер, который занимался и оборудованием, и расстановкой товара. А в Париже был целый отдел, который мог месяцами придумывать разные невероятные креативные планы, долго и с удовольствием их обсуждать».
Эрик Фэди отмечает, что французские менеджеры, приезжающие в Россию, в большинстве своем ожидают, что российские сотрудники будут думать и вести себя так же, как французы: «Я работал в Мишлен в Италии, Великобритании и Франции – в подразделениях нашей компании, где более чем за сто лет сложилась хорошо организованная структура, с четко прописанными бизнес-процедурами. Там каждый работник точно знает, что и как он должен делать. Французы очень организованны, обязательно составляют планы как минимум на два месяца вперед, и если происходит что-то внеплановое, несколько теряются. В России ситуация иная. Люди не загадывают на полгода вперед, стараются быть максимально эффективными в текущей ситуации, умеют быстро реагировать на изменения. Однако отсутствие четкого плана – некоторый стресс для европейца», - говорит г-н Фэди.
Из Москвы в Париж – и обратно
Что значит преуспеть с точки зрения карьеры в международной компании? Заменить бывшего менеджера-экспата в России или уехать на повышение за рубеж? В Мишлен успешно практикуются оба варианта. Так, одна из сотрудниц пришла в компанию семь лет назад на позицию ассистента коммерческого отдела. Через некоторое время она попросила, чтобы ее перевели в отдел логистики, затем перешла в отдел коммуникаций в России, а недавно уехала на работу во Францию, где возглавила отдел внутренних коммуникаций научно-исследовательского центра компании. Другой специалист был принят на работу в качестве юриста, потом возглавил юридический отдел. После обучения во Франции он возглавил службу персонала завода Мишлен в Давыдово. «Несколько позиций занимают сейчас экспатрианты, но при этом у нас действует план по развитию российских сотрудников, которые впоследствии заменят иностранцев, – рассказывает Эрик Фэди. – Я убежден, что в этой стране российские руководители гораздо эффективнее, но им требуется соответствующее обучение, которое они как раз и получают через экспатов».
В L’Oreal возможности международной карьеры открыты для российских сотрудников после 2–3 лет успешной работы. «Именно столько времени необходимо для того, чтобы определить свое место в компании, спланировать результат и получить его. Мы заинтересованы в обмене знаниями и опытом между офисами компании, поэтому от каждого специалиста, который переезжает на работу в другую страну, ждем, что он обогатиться опытом сам и поделится своими наработками с коллегами», – отмечает Ирина Семахина. В «Содексо» тоже принята система международной ротации кадров. Российские специалисты могут участвовать в рабочих группах в США, Азии, во Франции и других странах Европы.
Итак, чтобы начать международную карьеру, сегодня не обязательно уезжать из России. Более того, если по каким-либо причинам вы не разделяете классический американский стиль ведения бизнеса, которому, кстати, нередко подражают многие российские компании, есть неплохой шанс влиться в международную среду, устроившись в одну из французских компаний. И, возможно, тогда у вас останется время не только для работы, но и для жизни.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Григорий ТРУСОВ,
президент консалтинговой компании «Контакт-Эксперт»:
- Что мы знаем о французах? Профессионалы самопрезентации с высокой самооценкой и развитым чувством прекрасного, они стараются избегать неопределенности и риска и превыше всего ценят чувство защищенности. Поэтому чтобы предотвратить недовольство сотрудников и удержать их, французские компании обычно с большим вниманием относятся к соблюдению Трудового кодекса, наполнению соцпакета, компенсации сверхурочных часов работы и т.д. По сравнению с американцами, с которыми мне довелось больше работать, индивидуализм у французов развит меньше. При этом сейчас многие европейские компании ориентируются именно на американский, то есть демократичный, стиль, когда не делается различий в способе обращения друг к другу, а в пятницу разрешается приходить в casual. Еще одно наблюдение -на топ-позициях во французских фирмах приоритет отдается французским подданным. Здесь не развита меритократия («власть достойных»), как в американских компаниях, и большое значение имеет образование, происхождение специалиста. Внимание обращают на то из какой ты семьи, кто твои дедушка и прадедушка, где учился, какой вуз окончил. Жестче иерархия, меньше делегирования. Французы чувствуют, что жизнь проходит вне работы, в отличие от американцев, которые уверены, что работа – это и есть жизнь.
Публикация с сайта www.e-personal.ru