Профессия аналитика появилась достаточно недавно, но уже сумела занять прочные позиции в отечественном бизнесе. Прежде чем сделать очередной шаг в развитии фирмы, будь то расширение или объединение, инвестирование или даже рекламная кампания, руководители считают разумным обратиться за консультацией к аналитику. Этот специалист, используя разнообразные сведения, предлагает способы решения проблем и определяет направление движения. Поэтому профессиональный аналитик является одним из важнейших сотрудников любой серьезной фирмы.
Работа аналитика редко бывает ограничена четким кругом обязанностей, что справедливо и для большинства специальностей, имеющих отношение к теоретической деятельности. В зависимости от размеров организации, направления ее деятельности, того, насколько она связана с иностранными инвесторами или учредителями, и многих других показателей варьируются и функции аналитика. Чаще всего в небольших и средних компаниях такой специалист состоит в штате департамента развития или отдела маркетинга. Достаточно часто в объявлениях ищут кандидата и на вакансию «аналитик-маркетолог», поскольку эти специальности отчасти родственные, ведь анализ ситуации затруднителен без маркетинговых исследований и наоборот.
Схематично можно представить деятельность аналитика как цепочку из трех этапов: сбор информации — анализ результатов — выработка рекомендаций. Но фактически все гораздо сложнее, ведь особенность этой профессии состоит в том, что при существовании определенных схем и моделей (математических, экономических, статистических), различных формул, программ для обработки данных и многого другого, наиболее существенным инструментом является все же способность человека сделать правильные выводы. При этом настоящего профессионала отличает то, что, прекрасно ориентируясь в специфике той сферы, в которой он работает, ответ на любой вопрос он дает практически сразу, а дополнительная информация нужна ему лишь для подтверждения и коррекции результатов.
Условно, бизнес-аналитиков можно разделить на 2 большие группы: работающих с внешней средой и работающих с внутренней средой организации.
Если говорить кратко, то основными обязанностями внешнего аналитика могут быть следующие:
-проведение мониторинга текущей ситуации и прогнозирование процессов, которые будут происходить в интересующей сфере в ближайшее время или в перспективе;
-изучение различных факторов (например, таких, как спрос и предложение на рынке, поведение конкурентов, существующие тенденции и т. п.), а также оценка их влияния на ситуацию;
-определение инвестиционной привлекательности проектов и формирование ценовой составляющей;
-тактическое и стратегическое планирование развития фирмы и т. п.
По словам Сергея Кузнецова, руководителя отдела автоматизации бизнеса Сталепромышленной компании, классический внутренний бизнес-аналитик чаще всего решает следующие задачи:
- изучение и формализация бизнес процессов (БП) организации;
- отслеживание изменений в БП и актуализация их описания;
- разработка критериев оценки эффективности организации БП;
- определение «неоптимальностей» и организация проектов по оптимизации БП;
- разработка методик и моделей исследования и описания процессов.
Бизнес-аналитик СПК выполняет еще и дополнительные функции:
- настройку информационной системы для автоматизации процессов компании;
- обучение и консультации пользователей информационной системы.
Инструменты
Специфика работы аналитика такова, что большую часть сведений он получает извне, заказывая их, покупая, общаясь с экспертами и попросту находясь в информационном потоке. Так, выполнение подробных маркетинговых исследований поручают другим фирмам, потому что для проведения опросов, интервью и тому подобного нужен целый штат квалифицированных специалистов, а содержать их в каждой организации нет возможности, да и необходимости в этом тоже нет. Такую работу осуществляют, применяя различные технологии. Взять, например, телефонный мониторинг тысячи человек, которые могут являться потенциальными клиентами фирмы. Им задают ряд интересующих вопросов и, ориентируясь на их реакцию, формируют варианты рекламной концепции. Для получения более точных результатов заказывают другой вид исследования, скажем, подробное интервью. С его помощью формируется портрет целевой группы, что позволяет понять, какая из концепций будет наиболее привлекательной. Всю поступившую информацию аналитик нередко использует также для решения других задач.
Большую часть времени аналитик проводит в офисе, но нельзя сказать, что у него сидячая работа. Характер его деятельности определяется в первую очередь поставленной на данный момент задачей. Если необходимо проанализировать массив данных и, например, выявить среднюю цену на тот или иной товар в том или ином месте, то такая работа в большей степени бумажная. Но этого не всегда бывает достаточно. В зависимости от специфики деятельности организации аналитику подчас приходится выяснять какие-то детали, что называется, на местах, посещая различные объекты.
Нередко ответы на вопросы могут дать только экспертные оценки, потому что иногда документы засекречены или вовсе отсутствуют. В таком случае приходится общаться на вербальном уровне с самыми разными людьми, посещать организации, изучать обстановку, а после анализировать достоверность полученных данных и их релевантность (то есть смысловое соответствие между запросом и поступившей информацией), опираясь на собственный опыт и известные параметры.
При этом, прежде чем воспользоваться теми или иными сведениями, аналитик должен быть уверен в их достоверности, определить которую задача непростая.
Как правило, при наличии возможности получения сомнительных данных он проверяет информацию: сравнивает с аналогичной, взятой из других источников, проводит математический анализ и попросту руководствуется здравым смыслом. Чтобы убедиться в том, что выводы сделаны верно, аналитик выстраивает прогнозные модели, определяющие вероятность наступления или не наступления события.
Для того чтобы вся эта деятельность была осуществима и продуктивна, специалист должен находиться в курсе всех событий, изучать прессу, отслеживать клиентов (в том числе и потенциальных), конкурентов, экономическую, политическую, социальную, законодательную политику и их влияние на бизнес.
Требования к специалисту
В настоящее время практически не ведется обучение по специальности «аналитик», хотя уже предпринимаются попытки разработать соответствующие программы, которые позволят подготовить квалифицированные кадры в данной области. Поэтому сегодня подавляющее большинство аналитиков — это люди, имеющие финансово-экономическое, математическое, техническое образование. Аналитиком может стать маркетолог, инженер, военный и т. д. В СПК практически все аналитики – бывшие ИТ специалисты. Главное, чтобы человек обладал достаточными знаниями в той отрасли, в которой специализируется его фирма, то есть имел подробнейшее представление непосредственно о самом предмете анализа. Кроме того, у него должны присутствовать и постепенно накапливаться специфические знания, необходимые любому профессионалу вне зависимости от сферы локализации его работы. Речь идет о сведениях из таких областей, как финансы, экономика, социология, политология и даже психология.
Для того чтобы реализовать себя в этой профессии, в первую очередь необходимо, чтобы преобладал определенный тип мышления — логический. Важно обладать такими качествами, как склонность к анализу, отличная память, умение обращать внимание на мелочи и детали, ничего не упуская из виду, способность отфильтровывать большие объемы ненужной информации, выделяя из нее ценные крупицы, способные послужить основанием для необходимых выводов. Пригодятся и сведения из области психологии, зачастую знание даже новейших исследований. Дело в том, что любая информация, полученная из личного общения с людьми, чтобы стать базовой для каких-то выводов, должна быть полностью достоверной. Поэтому хороший специалист обязан уметь, с одной стороны, определять подлинность получаемых сведений, а с другой — ему приходится время от времени скрывать свои истинные интересы. Чтобы добиться требуемых результатов, аналитик должен быть на шаг впереди собеседника, который также может с помощью психологических технологий пытаться ввести его в заблуждение. Поэтому тут потребуется умение разгадывать и даже предугадывать намерения другого человека.
Разумеется, важны коммуникабельность, знание правил делового общения, этикета и т. п. Неотъемлемые качества — серьезность и ответственность, потому что аналитик должен не только получать информацию, но и уметь ее хранить. Располагая подробнейшими (в том числе и конфиденциальными) сведениями о своей фирме, он обязан осознавать негативные последствия их разглашения.
Также необходимо владеть компьютером на достаточно высоком уровне, поскольку приходится работать со средствами статистического учета, делать презентации, отчеты и т. п. Знание иностранных языков приветствуется, потому что порой нужно ориентироваться не только в тенденциях отечественного рынка, но и аналогичного сегмента в мировом масштабе. В таком случае своевременное чтение прессы в оригинале может сослужить хорошую службу.
С. Кузнецов считает, что для бизнес-аналитика в его компании совершенно необходимы знания основных методик анализа и описания БП, оценки эффективности БП, знания по управлению проектами, умение слушать собеседника и искать нестандартные решения, а также аналитический склад ума, коммуникабельность, умение слушать собеседника, стрессоустойчивость.
Самой главной задачей бизнес-аналитика он считает не столько нахождение и разработку верного, оптимального решения какой-либо бизнес-задачи, сколько донесение ее верности, правильности до руководителей и сотрудников, убеждение в необходимости в правильном (не для галочки) управлении процессами. Особенно часто это бывает с руководителями, которых очень трудно убедить, что управление процессами – это задача для них, а не для рядовых сотрудников.
Условия работы
Хотя трудовой день аналитика, как правило, нормирован, настоящий профессионал всегда включен в работу. Даже дома перед телевизором, просматривая новости, общаясь на, казалось бы, отвлеченные темы, он все равно делает для себя закладки на вопросах, которые могут иметь отношение к сфере его деятельности. Соответственно и уровень оплаты специалиста достаточно высок — от 1000 у. е. при средних показателях 1500–2000 у. е. Это обусловлено тем, что посредственных аналитиков не бывает. Деятельность этого специалиста всегда на виду, и каждая оплошность заметна в первую очередь руководству. Поэтому если человек не в состоянии выполнять свои обязанности на высшем уровне, то он просто нигде не сможет устроиться и ему лучше будет попытаться применить себя в другой сфере.
Что касается карьерного роста, то он, по словам С.Кузнецова, очень возможен, вплоть до руководителя направления. Обычно бизнес – аналитик очень хорошо знает определенную область бизнеса, и его с охотой берут на работу в профильное подразделение. Один из аналитиков сейчас работает финансовым директором.
Можно сказать, что тенденции развития бизнеса зависят прежде всего от аналитиков, их способности правильно оценить ситуацию и вовремя дать правильную рекомендацию. Поэтому тем, кто решит посвятить себя этой профессии, надо всегда помнить о возложенной на них ответственности не только перед своими нанимателями, но и перед конечным потребителем продукции. А значит, стать настоящим специалистом сможет заинтересованный, неравнодушный человек.
Сухнева Татьяна, директор агентства персонала АКСИОМА
В статье использовались материалы О.Климентовой с ресурса «Работа & Зарплата», а также сведения, полученные от С.Кузнецова, руководителя отдела автоматизации бизнеса СПК.
02.10.2007