баннер
 

[27.08.2007] Ошибки соискателей на собеседовании

"Все внимание на меня"
Один из коммерческих банков обратился с просьбой подобрать квалифицированного помощника для Президента. Руководитель настаивал на обязательной проверке профессионального уровня и личностных качеств претендентов. Были разработаны тесты на знание делопроизводства, правил ведения телефонных переговоров и приема посетителей. Также претендентов ждали практическая работа по оформлению документов на компьютере и собеседование.

В назначенное время явилось более 20 кандидатов. Но опасения, удастся ли побеседовать со всеми, быстро рассеялись: 5 человек сразу же заявили, что не готовы к такому повороту событий: "Нигде нет такого издевательства. Начальник побеседует полчаса на разные темы - и все". Наши аргументы, что размер предложенной зарплаты, уровень организации позволяют работодателю предъявлять некоторые (вполне объективные) требования к профессиональному уровню соискателей, не были услышаны, так же, как и заявление, что тест не представляет никакой сложности для выпускниц двухмесячных курсов секретарей.

Еще 3 девушки заявили, что они не рассчитывали на столь длительную проверку, их ждут срочные дела. Через полчаса еще двое встали из-за компьютера. Их вывели из себя пара простеньких таблиц и протокол совещания: "Что это за документы?" - возмутились юные леди.

Во время собеседования одна соискательница долго и основательно рассказывала о причинах своего увольнения. Получалось, что ее бывшее руководство отличается редкой некомпетентностью, постоянно отвлекает персонал всякой ерундой, а коллектив - врагу не пожелаешь... Профессиональный уровень соискательницы был вне конкуренции, но выполненные ею тесты рассматривали скорее из вежливости.

Затем вошел молодой человек. Держался он так амбициозно, что непонятно было, кто кого принимает на работу. В середине беседы неожиданно зазвонил сотовый телефон. Соискатель извинился и мило беседовал 5-7 минут, пока интервьюеры ждали напротив, а другие кандидаты - за дверью.

В итоге отобрали трех претенденток: две из них - высококлассные специалисты, с профильным высшим образованием и опытом работы в солидных компаниях. Одна получила место начальника канцелярии, другая - руководителя Аппарата Президента банка. Но себе в помощники руководитель выбрал третью. Она хорошо знает компьютер, закончила технический вуз и слабо разбирается в делопроизводстве. При этом умна, обаятельна и безукоризненно воспитана. "Знаете, - сказал руководитель, - делопроизводству мы научим: пошлем на курсы, пригласим консультанта. Но в ней есть такое, чему научить нельзя: тихий голос, умение себя вести, чувство такта. Думаю, мы сработаемся, и нашим клиентам она понравится".

Проанализировав состоявшиеся собеседования, хочется предложить читателям Список полезных советов.

Настраивайтесь на лучшее и постарайтесь создать себе и другим хорошее настроение. Ваши проблемы и неприятности мало волнуют работодателя. Его интересует ваш профессиональный уровень и ответ на вопрос: "А мы сработаемся?"

Используйте активные формулировки "знаю, умею, владею, могу". Если вас смущает уровень ваших знаний и навыков, можете сказать, что владеете, например, "основами бухучета". Определения "проходили, прослушали курс в институте" или "я два года изучал английский" ни о чем не говорят.

Будьте лаконичны, излагая подробности своей биографии и профессионального опыта. Правильно расставляйте акценты, не вдаваясь в чрезмерную детализацию. "Я не спрашивал ее про валютные платежи. Ведь секретарь этим не занимается. Так она мне полчаса про них подробно рассказывала и сделала массу ошибок. Стало ясно, что человек не понимает смысла того, чем занимается на работе", - жаловался один руководитель по окончании собеседования.

Посмотрите на себя со стороны. Вы уверены, что ведете себя правильно и не выглядите в глазах окружающих конфликтным или плохо воспитанным человеком? Хотя бы изредка задумывайтесь о том, что ожидает от вас собеседник и о том, насколько ваши слова и поведение соответствуют этому.

Спрашивайте - отвечаем
Довольно часто соискатели проявляют неосторожность, рассказывая о своем предыдущем опыте работы.

В качестве причины ухода называются проблемы с бывшим руководителем и сослуживцами (но кто же примет на работу человека, не умеющего ладить с людьми?), удаленность места работы от места жительства ("А если мы в ближайшее время переедем, вы нас тоже бросите, не задумываясь?").

Некоторые очаровательные леди сообщают о "домогательствах" шефа ("А вы уверены, что умеете себя правильно вести?")

В ответ на просьбу рассказать о коллективе, возможных конфликтах и путях их решения, выдается подробная информация о склоках, достойных коммунальной кухни. А ведь речь идет о производственных проблемах, которые неизбежны в любой работе. Вот о них и нужно говорить.

Что же отвечать на подобные вопросы? Причиной ухода могут быть потребность в карьерном росте и осознание своего профессионального потенциала: "Я знаю, что способен на большее", финансовые проблемы организации, отсутствие нормального объема работы, а, следовательно, нормальной зарплаты и т.п.

О бывшем начальнике можно сказать что-нибудь хорошее, но не слишком много и не слишком восторженно. "Он прекрасный организатор" или "Он вполне компетентен в этой сфере бизнеса" - этого достаточно.

О коллективе также говорят хорошо, но лаконично.

Неличное дело
Иногда вам задают вопросы о вашей частной жизни, семейном положении, причинах отсутствия семьи, детей, и т.п. У некоторых соискателей подобные вопросы вызывают бурную реакцию: "Какое это имеет отношение к работе?" и даже "Вам что за дело?" В результате диагноз: "конфликтный характер" напрашивается сам собой.

Никто и не думал лезть вам в душу. Работодатель, скорее всего, хотел узнать, какие у вас планы и какие материальные требования в связи с изменениями в личной жизни вы будете выдвигать перед организацией и т.п.

Если вы пока не обзавелись семьей, сообщите, что с личной жизнью у вас все в порядке, а при возникновении каких-либо проблем, вы не будете вовлекать работодателя в их решение и постараетесь справиться с ними без ущерба для любимой работы.

Остается надеяться, что во время собеседования вы будете проявлять осмотрительность и не ставить ловушки на самого себя, чтобы потом попасть в них на глазах у будущего шефа.

 
Источник: Ирина МУРНИНА

Copyright © 2006 "Аксиома"
Информация по работе сайта
axioma-ekb@mail.ru
Genum - создание сайтов. Екатеринбург.
О нас | Условия и технология работы | Вакансии | Статьи, аналитика | Заявка на поиск сотрудника | Партнеры | Ссылки |
Rambler's Top100 Rambler's Top100 SuperJob:вакансии,
резюме,
новая работа
Резюме Банк образец резюме на RJB.ru Работа на RJB.ru HR-journal.ru — электронный журнал про управление персоналом Работа - каталог сайтов фирм и компаний, Екатеринбург - Каталог компаний, фирм и веб-сайтов России, Екатеринбург.