Валерий ПОЛЯКОВ,
президент Кадрового объединения "Метрополис":
С 1989 году я наблюдаю, как меняется отношение соискателей к рекрутинговым компаниям и наоборот. Когда-то для большинства кандидатов было не ясно, для чего нужны кадровые агентства. Довольно часто люди возмущались тем, что агентства не гарантируют трудоустройство и не берут на себя ответственность за поиск работы. Многие относились к ним как к нежелательным посредникам, мешающим прямому контакту с работодателем. Помню случай, когда соискатель предлагал рекрутеру деньги за то, что тот "устроит" его на хорошее место. Сейчас ситуация изменилась очень сильно. Большинство специалистов и руководителей в крупных городах уже довольно правильно представляют себе, что такое кадровые агентства и чем они занимаются.
А вот отношение агентств к кандидатам продолжает меняться. И довольно существенно. Консультанты все больше убеждаются в том, что источником дохода для них являются не столько компании-клиенты. Как это ни парадоксально, но доход агентств создают кандидаты, которые не платят денег. Еще лет десять-пятнадцать назад находить заказы на подбор персонала было труднее, чем кандидатов. Теперь картина прямо противоположная. Заказы есть - гораздо труднее найти сильных профессионалов, готовых перейти работать на предлагаемых условиях. Поэтому отношение рекрутинговых компаний к кандидатам становится все более бережным и уважительным.