В России выше, чем в других странах, риски компаний, связанные с соблюдением трудового права. Об этом говорится в подготовленном Ernst and Young аналитическом докладе «Риски в сфере трудовых отношений».
В среднем рост зарплат по стране приближен к уровню инфляции и составляет 10-13% в год, однако по ряду позиций, по исследованиям Ernst and Young, он доходит до 60-80%. Если в позапрошлом году быстрее всего росли зарплаты у специалистов маркетинга, то в прошлом году рывок был в сфере HR (Human Resource - управление персоналом). Кроме того, на рынке по-прежнему наблюдается повышенный спрос на финансовых специалистов, в том числе со знанием МСФО, а также на специалистов в области производства, сервисного обслуживания (инженерный состав) и высококвалифицированных рабочих.
Как говорят данные проведенного E&Y обзора зарплат за прошлый год, в котором участвовало более ста компаний из 11 регионов, в России сохраняется значительный разрыв в уровне зарплат между центром и провинцией. Если принять уровень московских зарплат за 100%, то даже в относительно благополучном Подмосковье зарплаты ниже практически на треть (70% по отношению к московским). Чуть выше зарплаты в Санкт-Петербурге - 74%, на Сахалине - 79%, а в Западной Сибири и Поволжье - 61% и 59% соответственно.
Средняя ежемесячная зарплата в Москве до налогообложения, по данным того же исследования, для рабочих и вспомогательного персонала составляет 786 долл., для административного звена - 1060 долл., для среднего звена управления - 3200 долл., для высшего звена - более 7000. В частности, по данным обзора, на должности технического директора в Москве в среднем получают 5,5 тыс. долл., менеджер по работе с клиентами и инженер отдела по работе с персоналом зарабатывает около 2 тыс. долл., специалист по информационным технологиям - 1,6 тыс. долл., младший бухгалтер - чуть более 1 тыс. долларов.
На российском рынке все сильнее дифференцируются не только зарплаты, но и формы неденежного вознаграждения, подчеркивают специалисты Ernst and Young. Если еще пять лет назад при выборе достойного места работы человек отдавал при прочих равных безусловное предпочтение тому, где предлагают некий соцпакет, то теперь соцпакет зачастую воспринимается как само собой разумеющееся и речь уже о конкретных льготах в рамках пакета: служебный автомобиль, детский сад, оплачиваемый мобильный телефон, спортклуб.
В условиях нестабильного поведения доллара многие предприятия в расчетах с сотрудниками переходят на рубли и реже на евро. Лишь 35% компаний деноминируют заработную плату в иностранной валюте, среди них 15% компаний придерживаются евро.
Еще одна проявившаяся в России тенденция - при подборе квалифицированных кадров потенциальные сотрудники сами диктуют свои условия работодателю. Все чаще встречаются ситуации, когда компания решает, что N именно тот сотрудник, который компании необходим, и в дальнейшем должность создается именно под конкретного человека. Правда, такой подход приводит к отсутствию продуманной структуры подразделений и к тому, что фактические обязанности сотрудников не соответствуют занимаемой ими должности, подчеркивают в E&Y. В российских компаниях даже при наличии передовых технологий подбор персонала отчасти является игрой вслепую.
Риски с соблюдением трудового права российские компании недооценивают. Даже те предприятия, которые подчеркнуто декларируют, что их взаимоотношения с работниками построены жестко на основе трудового права, просто не подозревают, какие подводные камни таятся в самом законодательстве. Этими обстоятельствами знающий законы работник может воспользоваться, если захочет вступить в конфликт. При расчете отпускных, к примеру, редко кто из работодателей учитывает, что их размер будет варьироваться в зависимости от того, в каком месяце берется отпуск.
"Российское трудовое законодательство в основном ориентировано на работников промышленных предприятий", - поясняет эксперт E&Y Жанна Добрицкая. - Поэтому когда вполне добропорядочные компании в договорах с сотрудниками прописывают ненормированный рабочий день, то букве закона это не противоречит, но противоречит духу Трудового кодекса, который говорит, что ненормированный день может устанавливаться только в исключительных случаях".
По материалам газеты «Время новостей»