Продается все. А менеджер по продажам скажет: все должно покупаться. Задача продажника — найти покупателя для любого товара. Компании — заполучить такого профессионала.
Хрестоматийный вопрос менеджеру по продажам: «Смогли бы вы продать вагон мороженого, которое пахнет рыбой?» Выбирая между профи-маркетологом и профи-продажником, работодатель предпочтет последнего. Потому что пока есть менеджеры по продажам, сердце компании бьется.
Спрос на хороших продажников, как правило, превышает предложение в несколько раз, что неудивительно: получать зарплату по принципу «сколько набегал — столько и заработал» готов не каждый. Прибавьте к этому перспективу сбывать залежалый товар и подозрительные услуги, вежливо улыбаться в ответ на отказы и выглядеть на пятерку.
По традиции самый высокий спрос на продажников в секторе товаров народного потребления, в производстве и фармацевтике. Катастрофическая нехватка специалистов наблюдается в сравнительно новых отраслях. «„Точками напряжения“ сейчас являются IT-сфера и международная логистика», — говорит Анджей Кислевский, консультант кадрового агентства «А-Класс рекрутмент».
Особенно ценятся менеджеры, в обязанности которых входит поиск клиентов. Дмитрий Занько, директор департамента проектов рекламного агентства «Альфа-пресс»: «Очень многие готовы работать с клиентами, но не заниматься их поиском. У многих людей существуют внутренние барьеры: сложно звонить незнакомым людям с предложением что-то купить».
Зарплаты
Стандартная схема оплаты в отрасли — фиксированный оклад плюс процент от объема продаж. Считается, что фикс должен быть минимальным — иначе менеджер по продажам «заснет». Чтобы подстегнуть продажника к поиску новых клиентов, иногда снижают процент от продаж постоянным заказчикам.
Любопытно, что по опросам Работы.ру, именно деньги являются главным трудовым стимулом для большинства специалистов по продажам. Карьерный рост для них не является определяющим мотивационным условием. Продажи — это ежедневный хлеб, и отклонения от заданного курса чреваты. Восхождение по карьерной лестнице и одновременно большие объемы продаж не очень хорошо совмещаются.
«У продажника обязательно должен быть язык, палец и телефон». В точку. Основное требование — умение продавать словом на расстоянии, все остальное — дополнение. Суммировав стандартные требования к менеджеру по продажам, представьте себе азартного человека, с горящими глазами, который за словом в карман не лезет, но при этом вежлив, не вульгарен, держит себя в руках. Умеет пользоваться компьютером и офисной техникой. Жаргонизмов («толкнул», «впарил») в разговоре с клиентом избегает, неформальному стилю одежды предпочитает классический. Ирокез и пирсинг не для него — если, конечно, клиенты не панки.
Перспективы
Карьерный рост в сфере продаж не редкость. Анджей Кислевский: «Люди, которые имеют талант, незаметно вырастают в коммерческих директоров, в руководителей, и иногда вырастают быстро».
Специалисты по продажам нужны в самых разных сегментах рынка, и сложно представить, чтобы продажник остался без работы. «Если человек научился продавать, он не пропадет, — говорит Дмитрий Занько. — Хороший специалист найдет работу в любой компании — технология продаж, по большому счету, одна». А вот для компании потеря такого профи может обернуться потерей клиентов, с которыми он работал.